Штатив для фотоаппарата - виды, характеристики, как выбирать
Трудно представить профессионального фотографа в процессе работы без штатива для фотоаппарата. Благодаря этому аксессуару можно проводить съемку на длительных выдержках или осуществлять студийную фотосъемку. Если бы не штатив, то многие фотографии известных фотохудожников были бы размытыми, а мир никогда не увидел их. Поэтому все фотографы, в т.ч. не профессионалы, имеют в своем арсенале штатив.
Штатив использовался фотографами еще в самом начале появления фотографии. В то время он помогал держать фотоаппарат, который имел достаточно увесистый вес. Годы прошли, фотоаппарат стал легким и все думали, что штатив исчезнет из арсенала фотографа. Но этого не произошло. Его до сих пор применяют фотографы, потому что с ним фотографии получаются четкими и необыкновенно красивыми. Выбрать этот, на первый взгляд, простой аксессуар оказывается задачей не простой. Штативы отличаются материалом изготовления, конструкцией, весом и многими другими параметрами. Необходимо хорошо ориентироваться в этих вопросах, чтобы сделать правильный выбор штатива. Поэтому мы решили изучить все тонкости выбора и посвятить этому статью.
Виды штативов
Все штативы делятся на три основных вида: мини-штативы, одноногие штативы и штативы-треноги.
Мини-штативы
Самый простой вид штатива. Изготавливается он из пластика и прикрепляется к столу. Этот штатив еще называют паучьи ножки. Предназначен штатив для простых цифровых фотоаппаратов. Есть, конечно же, варианты посерьезней. В этом случае они изготовлены из металла и могут использоваться для зеркальных фотоаппаратов. Такой штатив легко помещается в карман, что позволяет носить его с собой. Его можно ставить на стол, стул, тумбочку и другую поверхность. Кроме того, цена на такие штативы минимальная. Но не всегда можно найти поверхность, которая подходила бы по высоте для некоторых съемок. Тем более сам штатив маленький.
Одноногие штативы
Другими словами их называют моноподы. Штатив состоит из телескопической трубы и съемной головки, на которую крепят фотокамеру. Зачастую их можно увидеть во время съемок репортажей. Штатив позволяет не держать в руках тяжелую камеру, уменьшить вибрацию, которая не видна человеческому глазу при восьми секундной выдержке.
Штативы треноги
Это самые популярные штативы, которые пользуются спросом, как у профессионалов, так и у любителей. Из названия становится понятным, что штатив имеет три ноги и головку для камеры. Большой модельный ряд представлен именно штативами треногами. Треногие и одноногие штативы могут быть разные по высоте, при этом высота ног самостоятельно регулируется. Но стоит учитывать, что чем выше может становиться штатив, тем он тяжелее.
Характеристики штатива
В основном все модели состоят из ног и головки.
Основная характеристика ног штатива это высота. Одноногий штатив или штатив с центральной штангой позволяет достичь максимальной высоты. При этом, чем выше высота, тем не устойчивее становится штатив. Сам штатив в сложенном состоянии достаточно компактный. Лучшим вариантом считается штатив с неподвижной штангой. Еще лучшим вариантом принято считать треногий штатив со съемной центральной штангой.
Высота должна быть оптимальной для выполнения задачи, т.е. чтобы фотоаппарат можно было разместить на уровне глаз. Минимальная высота штанги позволяет разместить фотокамеру на необходимой высоте от уровня земли и иметь компактный размер в сложенном состоянии.
Любой штатив имеет “колено”. Чем больше «колен» расположено на штативе, тем компактнее он будет складываться. При этом штатив будет не очень жестким и оперативным. Оптимальное количество «колен» на штативе — три.
Головка штатива отвечает за расположение камеры. Различают четыре вида головки - 2D, 3D, шаровые и панорамные.
Головки 2D и 3D отличаются возможностью поворота камеры. Головка 2D позволяет поворачивать камеру горизонтально и вертикально. Головка 3D позволяет вращать камеру на 360 градусов, а угол наклона может доходить до 90 градусов. Головка 3D выделяется среди других головок наличием большого количества ручек и фиксаторов. Эта головка обеспечивает высокую точность фотографии. При этом у нее низкая оперативность и большой размер.
Шаровая головка позволяет поворачивать камеру в разные стороны и фиксировать на выбранном моменте при помощи нажатия только одной кнопки-фиксатора. Крутится камера благодаря металлическому шару. Данные головки компактные, надежные и позволяют оперативно выполнять съемку объекта. Единственный недостаток заключается в чувствительности металлического шарика к загрязнению и в самом фиксаторе. Если немного ослабить фиксатор, камера упадет и разобьется.
Панорамная головка по принципу действия напоминает головку 3D. Основная задача головки - помогать делать панорамные съемки. Для других целей головка не предназначена.
Головки соединяются с камерой при помощи резьбы. Здесь стоит быть внимательными, т.к. резьба головки может не совпадать с резьбой на камере. В этом случае рекомендуется использовать переходник. При этом все профессиональные штативы позволяют устанавливать камеры с любой резьбой.
Материал штатива
Для изготовления штативов используют пластик, алюминий, титан, магний, сталь, углепластик, базальт и даже дерево.
Самые дешевые штативы производят из пластика. Они идеально подходят под не профессиональную камеру, например «мыльницу». Профессиональная камера достаточно тяжелая и пластиковый штатив не в состоянии обеспечить ее устойчивость и необходимую жесткость для съемок.
Недорогим вариантом считается штатив из алюминия и легких сплавов титана и магния. Они более устойчивые по сравнению с пластиковым вариантом и хорошо выдерживают минусовую температуру. Для проведения студийных фотосъемок используют штативы из алюминия, стали и сплава этих материалов.
Профессиональные фотографы в своей работе используют штативы, изготовленные из углепластика и базальта.
Штативы из углепластика жесткие и не тяжелые по сравнению с алюминиевыми собратьями. Поэтому их часто используют во время выездных фотосъемок. Углепластиковые штативы выдерживают сильный ветер и не качаются под его напором. Единственное, что может на них повлиять – сильный мороз. Цена на штатив высокая и варьируется в пределах 300-500 $.
Базальт по своим свойствам напоминает углепластик. Поэтому штативы из этого материала обладают такими же свойствами, как и предыдущий вариант. «Ноги» из базальта легкие, надежные, прочные и приятные на ощупь.
На что обратить внимание при выборе штатива?
При выборе штатива обращают внимание на его вид, тип головки, материал изготовления. Об этих всех параметрах говорилось чуть выше. Но есть другие характеристики, которые не менее важны при выборе штатива.
Вес штатива играет роль, если фотограф ведет активный образ жизни и не любит сидеть в студии. Пешие походы в горы, туры по странам Европы и по городам своей страны не позволяют брать тяжелую технику. Поэтому в этом случае стоит выбирать штативы легкие и компактные. Если походы и путешествия будут происходить на машине, тогда вес штатива отходит на второй план.
Если штатив тяжелый это еще не означает, что он надежный и прочный. Современные материалы (углепластик и базальт) позволяют выпускать высокого качества штативы, но с легким весом.
Грузоподъемность говорит о том, какой вес фотоаппарата и вспышки сможет выдержать штатив. Приобретая штатив необходимо знать, сколько весит камера вместе со вспышкой и объективом. Максимальная грузоподъемность штатива должна быть больше, чем полученный вес аппаратуры. Например, фотоаппарат весит 600 гр, объектив – 1,5 кг, а вспышка 200 гр. В этом случае штатив с грузоподъемность 1,5 кг уже не подойдет. Он не выдержит вес 2,3 кг. Значит необходимо подбирать штатив с грузоподъемность более 2,3 кг.
У штатива обязательно должны быть резиновые лапки. Они обеспечивают лучшую устойчивость штатива, а значит, позволяют сделать качественные фотографии. Можно встретить пластиковые лапки, но от них стоит сразу отказаться. Если на штативе нет лапок, то их можно сделать самостоятельно.
Максимальная высота штатива позволяет устраивать длительные съемки. Если же во время таких съемок держать фотоаппарат в руках, то, во-первых, руки быстро устают от тяжести, а во-вторых, любое вздрагивание конечностей приводит к некачественным фотографиям. Оптимальная высота 1,3 метра. Штатив высотой 1,5 метра подходит для городских съемок. В этом случае стоит учитывать, что чем выше штатив, тем он менее устойчивый и компактный. В некоторых моделях штатива с высотой 1,5 м предусмотрен посредине крючок. На этот крючок вешают габаритный груз, который делает установку устойчивой.
Минимальная высота штатива позволяет проводить съемки на уровне земли. Но, к сожалению, не существуют модели штативов, где будут предусмотрены необходимые параметры максимальной и минимальной высоты штатива. Фотографу приходится выбирать между этими двумя параметрами. Можно обратить внимание на модели, у которых ноги штатива выворачиваются вверх. В результате камера оказывается перевернутой, а для фотографа создано условие для съемок на уровне земли.
Габариты штатива в сложенном состоянии - важный показатель для фотографа, который часто путешествует. Здесь стоит сказать только одно, что чем больше вес, максимальная и минимальная высота, тем больше будут габариты штатива. Лучше всего, когда количество колен у «ноги» будет составлять от трех до четырех.
Производители штативов
Производителей штативов много. Мы перечислим только те компании, которые выпускают качественные «ноги» достойные внимания профессионалов.
Китайская фирма Benro выпускает штативы из углепластика и алюминия с шаровыми головками. Особый интерес представляют модели изготовленные из 8-мислойного углепластика. При этом их стоимость ниже, нежели у конкурентов. Шаровые головки бывают шести видов. Они способны выдержать вес до 18 кг, а угол их обзора 360 градусов.
Немецкая компания Cullmann выпускает штативы разного предназначения. Особой популярностью пользуются «ноги» для специальных съемок, например под водой, для путешествий или штативы для разгрузки рук.
Швейцарская фирма Foba выпускает в основном качественные студийные штативы. В ассортименте компании также модели для выездных съемок. Особой популярностью пользуются штативы класса ASNIO, которые в сложенном состоянии имеют длину 30 см, а также 3D-голова ASMIA, которая позволяет выполнять панорамную съемку и съемку под двумя наклонами в 90 градусов.
Японская компания Velbon известная на российском рынке как производитель бюджетных штативов с 3D-головой для небольших камер.
Gitzo самая популярная марка среди профессионалов. Сейчас она принадлежит компании Vitec. Gitzo это высокого качества штативы полностью ручной сборки. Изготавливаются из базальта и шестислойного карбона. Среди профессионалов высоко оцениваются триподы и моноподы с шаровыми головками.
Компания Vite принадлежит еще одна торговая марка – итальянский производитель Manfrotto. Штативы изготавливаются из алюминия и карбона, а различные дополнительные приспособления в шаровых головках делают «ноги» Manfrotto удобными в использовании. Например, к таким приспособлениям можно отнести голову-джойстик или шаровую головку с жидкостью для амортизации.
Торговая марка Markins выпускает профессиональные штативы, которые выдерживают максимальную нагрузку до 45 кг.
Rekam и Slik бюджетные торговые марки. Можно сказать, что в них неплохо сочетаются приемлемая цена и неплохое качество.
Цена штативов
Самые дешевые штативы, выполненные из алюминия, с пластмассовыми стационарными головками стоят до 100$.
Бюджетные штативы, но с достаточно неплохим качеством стоят от 150$.
Профессиональные штативы стоят от 250$.
Какой штатив выбрать?
Как видите, штативы сильно отличаются друг от друга по материалу изготовления, цене, головке и другим параметрам. Поэтому, если вы не профессионал рекомендуем выбирать штатив с максимальной высотой 1-1,3 метра, легкий, с грузоподъемностью для конкретно вашей камеры и из бюджетных вариантов. Для профессиональных фотографов выбор останавливается на дорогих моделях с соответствующими параметрами. |