Стадии психосоциального развития человека по Э. Эриксону

Э. Эриксон придерживался мнения, что развитие личности идет в течение всей жизни в виде восьми этапов психосоциального развития. В своих трудах Э. Эриксон заложил основы Эго-психологии.



Первый этап психосоциального развития человека по Э. Эриксону (от рождения до 12 месяцев) получила название младенческой и характеризуется формированием базового доверия либо недоверия. В такое время главным для развития нормальной личности является переживание ребенком ощущения доверия и безопасности, которое определяется качеством материнского присмотра за ребенком. Речь не идет о количестве пищи и проявлении материнской нежности, а скорее о способности матери преподнести собственному ребенку ощущение постоянства и надежности. В случае наличия этих базовых переживаний социальный мир воспринимается человеком и на следующих этапах его жизни, как безопасный и стабильный, и, наоборот, при отсутствии базового доверия мир будет восприниматься как опасный и угрожающий. Согласно психодинамическим представлениям фиксация на первой стадии развития является основой формирования психотического уровня личностной организации.





Вторая стадия психосоциального развития по Э. Эриксону - раннее детство (от полутора до трех лет жизни) - характеризуется формированием на основе переживания базового доверия, некоторой автономии, самоконтроля, а также таких чувств, как стыд и сомнения. Центральное место в это время занимает приучение ребенка к туалету. Ребенок начинает понимать, что материнский контроль за функциями стула может быть различным: с одной стороны контроль может выражаться в качестве заботы, с другой - в качестве силового приучения к чистоте и опрятности, что вызывает протест и агрессию на родителей. С позиции Э. Эриксона, положительное решение психосоциального кризиса на данном этапе развития находится в зависимости от способности родителей дать детям возможность самостоятельно выполнять контроль над собственными действиями. Вместе с тем автономия не подразумевает под собой абсолютную свободу, скорее имеется ввиду, что родители обязаны удерживать растущую способность малыша выбирать в рамках определенных "степеней свободы". Фиксация на второй стадии развития обеспечивает формирование предельного уровня личностной организации.



На третьей фазе развития (от 3 до 6 лет жизни) сфера социального функционирования ребенка расширяется, формируется инициативность и чувство ответственности (в зависимости от степени свободы, которое имеет ребенок в это время). Фиксация на третьей фазе развития предполагает формирование невротического уровня личностной организации.



Согласно концепции психосоциального развития Э. Эриксона дальнейшее развитие осуществляется через следующие фазы: школьный возраст (6-12 лет) - формирование трудоспособности или чувство неполноценности; юность (12-20 лет) - формирование Эго-идентичности либо отсутствия интегрированного Эго; первая зрелость (20-25 лет) - формирование интимности или изоляции, вторая зрелость (26-64 лет) - формирование производительности или инертности; третья зрелость (после 65 лет) - достижение Эго- интеграции либо отчаяния от бесполезности прожитой жизни.

 

Интернет-издание "Выбор мой"

 


 
Поделись интересной статьей с другими:
© Авторские права защищены. При копировании материалов с данного сайта ссылка на сайт vibormoi.ru обязательна
Хостинг предоставил Интернет Хостинг Центр >