Психологическое толкование детских рисунков

 

Рисунок — это зеркало детской души, отражение всех эмоций, привязанностей, волнений и переживаний. То, что малыш не может и не умеет выразить словами, он выражает при помощи рисунка. И чтобы лучше понять своего ребенка, просто присмотритесь к его рисункам. Они лучше всяких слов расскажут о привязанностях, увлечениях, страхах, тревогах и переживаниях ребенка, его самооценке, отношении к себе и каждому члену семьи и многое другое.

Самый простой тест — рисунок семьи. Дайте ребенку лист бумаги, карандаши или краски и попросите нарисовать свою семью. А дальше смотрите, что получилось.

Изображение людей на рисунке

Все фигурки стоят одной группой, взявшись за руки, — в семье теплая дружественная атмосфера, в которой ребенку комфортно. Очень хорошо, если на таком рисунке нарисовано солнышко.

Самое крупное изображение (обычно рисуется первым) — наиболее значимый и авторитетный член семьи в понимании ребенка. Но не обязательно самый любимый.

Родственник, нарисованный ближе всех к ребенку — тот, к кому он испытывает наибольшую привязанность. Обычно это мама.

Ребенок рисует себя в центре, окруженный родственниками, — он чувствует себя в центре внимания, нужным, важным и любимым. Избалованные дети обычно рисуют себя огромными.

Ребенок не рисует себя вообще, рисует очень маленьким и в стороне от остальных — тревожный знак: малыш не воспринимает себя частью семьи, чувствует себя отвергнутым, ему одиноко и плохо.

Отсутствие кого-то из членов семьи, слабая прорисовка или недорисовка, расположение его спиной или в профиль, изображение его где-то в углу, "на задворках" — обида, конфликт с этим человеком, неприязнь к нему или ревность (например, в отношении младшего ребенка, которому родители уделяют больше внимания). Это может быть как сиюминутная реакция на недавнюю ссору, так и глубокие переживания.

Каждый стоит отдельно, как бы сам по себе, либо отвернулись друг от друга — в семье слишком много конфликтов, негативный эмоциональный фон.

Изображение очень уплотнено, фигурки прилеплены друг к другу — ребенок окружен чрезмерной родительской опекой и заботой, у него слишком мало его личного пространства. Но если ребенок только "прилепляет" себя к кому-то из родных, это означает очень тесную связь с этим человеком, малыш воспринимает его и себя как единое целое.

"Лишние" члены семьи, которых в реальности не существует (братики, сестрички), мультяшные герои, фантастические животные — ребенку не хватает внимания и общения "на равных", ему требуется больше доброжелательности со стороны взрослых, а еще лучше — компания малышей-сверстников.

Любые предметы между людьми (перегородки, заборы, двери и т.п.) — препятствие, барьер, сдерживающий фактор в общении.

 

Прорисовка деталей

Тщательнее всего ребенок прорисовывает тех, кто ему наиболее дорог. Обычно так дети рисуют самого любимого родственника или себя. Последнее (особенно на фоне кое-как начерканных родственников) может означать, что малыш проявляет зачатки эгоизма и диктаторства. А если это старательно нарисованный одиночный портрет, то ребенок доволен собой, у него высокая самооценка, он уверен в себе.

Большие, широко распахнутые глаза означают, что ребенок встревожен, нуждается в помощи. Глазки-точки — малыш запрещает себе плакать, жаловаться и о чем-то просить.

Большой рот ребенок рисует тем, кто делает много замечаний и вообще много разговаривает. Если рот на рисунке маленький или отсутствует вообще — человек необщительный, закрытый, скрывающий свои чувства.

Зубы, ногти и сжатые кулаки — как повышенная агрессия, так и моральная готовность дать обидчику отпор своими силами.

Длина рук выражает власть и значительность. Длинные руки — стремление доминировать, быть сильнее. Короткие руки указывают на внутреннюю слабость, подавленность. Если руки разведены в стороны — это открытая позиция, общительность и жизнерадостность. Руки прижаты к телу или спрятаны за спину — человек замкнутый, скрытный. Поднятые вверх руки означают недостаток внимания, попытку привлечь его.

Длинные широко расставленные ноги — персонаж уверен в себе, "твердо стоит на ногах". Короткие слабые ноги, особенно вместе с хорошо прорисованной землей — человеку не хватает самостоятельности, он не уверен в себе, боится сам принимать решения, беспомощен.

 

 

Цветовая гамма детских рисунков

Дети начинают "чувствовать" цвет в достаточно раннем возрасте и, исходя из своего настроения и мироощущения, "отражают" его в своих рисунках. Как правило, ребенок использует 5-6 цветов. У чувствительных и эмоциональных детей цветовая палитра богаче. А если ребенок пользуется всего 1-2 карандашами, это говорит о том, что он чем-то расстроен или озабочен.

Обычно самые любимые цвета детей — желтый и фиолетовый. Если ребенок регулярно использует их в своем творчестве, маме можно не переживать — ее малыш всем доволен, полон оптимизма, веселой фантазии и любознательности.

Зеленый цвет говорит об уравновешенности и стремлении к покою и безопасности, но в то же время показывает наличие настойчивости, упрямства и независимости. Если ребенок "одевает" нарисованного человечка в одежду зеленого цвета, это свидетельствует об уважении.

Синий цвет предпочитают дети, которые скучают по кому-то или сосредоточены на своих внутренних переживаниях, а также склонные к самоанализу.

Красным цветом проявляется агрессия, повышенная возбудимость, эксцентричность и своеволие.

Коричневым цветом часто рисуют медлительные дети, а также испытывающие физический дискомфорт или негативные эмоции.

Плохо, если малыш все рисует черным цветом. Это свидетельствует о его подавленности, угнетенности, протесте против негатива и настоятельной потребности в изменении ситуации.

Серый
— цвет безразличия и отстраненности. Малыши, рисующие "отсутствующим" цветом, испытывают острую нехватку ярких положительных эмоций.

Толкование детских рисунков - полезные советы

Не спешите бить тревогу и глотать валидол, если ваш двухлетний малыш взял кисточку и закрасил весь лист черной краской. Во-первых, анализировать детские рисунки с психологической точки зрения имеет смысл не раньше 3,5-4 лет, когда ребенок уже прошел этап кружочков с палочками и неопределенных "каляк-маляк" с пояснениями, что это такое, и начал осознанно рисовать конкретных людей, наделяя их какими-то характерными чертами.

Во-вторых, нельзя делать выводы по одному-единственному рисунку. Ситуацию нужно рассматривать в динамике. Ведь детская психика очень гибкая, дети рисуют, находясь под сиюминутным впечатлением, и обида на мальчика Васю, который отобрал совочек в песочнице, запросто может найти свое отражение в рисунке. А еще ребенок может целенаправленно выбирать конкретную баночку с гуашью только потому, что в ней крышечка легко открывается. Или потому, что на ней картинка красивая. Или она единственная, в которой осталась краска.

Поэтому просто любите своего ребенка таким, какой он есть, не предъявляйте к нему завышенных требований, не кричите на него, не ругайте и не шлепайте, почаще хвалите и говорите, какой он у вас молодец, — и яркие теплые краски не замедлят появиться в семейных портретах.

 

Интернет-издание "Выбор мой"


 
Поделись интересной статьей с другими:
© 2011-2015. Авторские права защищены. При копировании матералов с данного сайта ссылка на сайт vibormoi.ru обязательна
Хостинг предоставил Интернет Хостинг Центр >