Амортизаторы - виды, какие лучше выбрать

 

Предназначение амортизаторов авто

Как проверить работоспособность амортизаторов

Виды амортизаторов

Какие амортизаторы лучше выбрать

 

 

Мы ничего не знаем о работоспособности амортизаторов до момента выхода из строя

Ходовая часть автомобиля по своей компоновке и технической реализации, как правило, недоступна для осмотра и первичной диагностики. Наиболее закрытыми для проверки элементами подвески являются ступичные подшипники и амортизаторные стойки. На последние, кроме обеспечения необходимого уровня комфорта, возлагаются функции увеличения безопасности движения, в том числе гашение колебаний подвески и раскачивания кузова, предотвращение возможного отрыва колес от поверхности дорожного полотна.

 

Что такое амортизатор автомобиля и зачем он нужен

 

Амортизатор — это устройство для гашения колебаний и поглощения толчков и ударов подвижных элементов (подвески, колёс), а также корпуса  транспортного средства, посредством превращения механической энергии движения (колебаний) в тепловую.

 

Поэтому, если амортизатор выходит из строя, автомобиль начинает "ловить" каждую кочку, а при попадании в яму, появляется стук. Неисправность амортизаторов не только негативно сказывается на комфортность поездки, но и вывод из строя детали подвески автомобиля.

 

Автопроизводитель дает возможность владельцу машины по собственному усмотрению заменить отдельные узлы на однотипные варианты, благо, рынок перенасыщен ими - оригинальными или изготовленными по лицензии. В первую очередь это относится к дискам, шинам и амортизаторам.



Но если маркировка на шинах и паспортные данные дисков позволяют довольно просто проверить их пригодность в качестве замены, с амортизаторами все намного сложнее – сами изделия основательно скрыты под арками крыльев и практически недоступны для осмотра, маркировка на корпусе всегда закрыта слоем пыли и грязи.

 

 

 

Как проверить работоспособность амортизаторов

 

Но, даже определив модель и характеристики установленных амортизаторов, определить остаточный ресурс и степень работоспособности без специального оборудования практически невозможно. В условиях гаражного саморемонта используют старый дедовский метод. Демонтированные амортизаторы по очереди закрепляют на верстаке и нагружают весом в 70-80 кг. Если время полного выхода штока под нагрузкой составляет не менее 4-5 сек, узел считается исправным. Понятно, что современные конструкции амортизаторов подобным способом не проверяют.

Дотошные контролеры и исследователи технического состояния автомобильной техники из Автомобильного института Объединенного технического центра, расположенного в Исманинге, под Мюнхеном, провели исследования технического состояния амортизаторов машин рядовых граждан Германии. Машины отбирались вслепую и проходили проверку без демонтажа амортизаторов на специальном стенде известной фирмы «Боге». Автомобиль размещался на специальной платформе и подвергался вибрациям с помощью электромеханических генераторов колебаний, по собственным колебаниям подвески достаточно точно определялся неисправный амортизатор. В 38 из 100 случаев автомобиль имел хотя бы один неисправный или неработающий амортизатор, а 3 % проверяемых автомобиля имели все непригодные к эксплуатации амортизаторы.


Проверка работоспособности амортизаторов самостоятельно

 

Еще один распространенный способ проверки работоспособности амортизаторов широко рекламируется отдельными производителями автомобилей и амортизаторов. Считается, что достаточно ритмично раскачать кузов автомобиля – на исправных амортизаторах развития колебаний не произойдет. На демпферах, потерявших работоспособность, колебания будут легко набирать размах и силу. Подобные тесты не всегда дают достоверные результаты, в рассеивании энергии колебаний принимают участие не только демпферы амортизаторов, немалое сопротивление низкочастотным раскачиваниям оказывают силы трения в шарнирах подвески.

Если в подвеске шарниры работают с очень малым сопротивлением сил трения, и установлены амортизаторы с прогрессивной характеристикой сопротивления, автомобиль рискует получить раскачивание кузова во время движения под воздействием высокочастотных колебаний даже при исправных демпферах.

 

Виды амортизаторов для автомобилей

 

Из всего разнообразия моделей и марок можно выделить две основные разновидности конструкций – двухтрубного исполнения и однотрубного газонаполненного.

Двухтрубные гидравлические амортизаторы

 

Наиболее распространенная схема, представляет собой телескопическую систему двух цилиндрических емкостей, или труб, расположенных коаксиально (одна внутри другой). В такой системе образуются две взаимосвязанные полости – рабочая и компенсационная. Последняя находится между стенками наружной и внутренней труб. К верхней и нижней частям амортизатора привариваются кольцевые проушины, с помощью которых устройство крепится к кузову и балке подвески соответственно. Внутри рабочей полости перемещается шток с поршнем, передающий энергию нагрузки от верхней части крепления амортизатора находящемуся в полости маслу калиброванной вязкости. Рассеивание энергии происходит при продавливании поршнем жидкости через специальную систему дросселей в компенсационную полость.

К достоинствам системы можно отнести технологичность и дешевизну изготовления, простоту и надежность конструкции, возможность проведения ремонта заменой сальников и уплотнений штока и поршня. К недостаткам относят более низкую демпфирующую характеристику, (рабочее положение не должно отклоняться от вертикали более чем на 45град), потребность в дополнительном пространстве под крыльями для полноценного монтажа и работы.

Однотрубные газонаполненные амортизаторы

 

Схематически амортизатор представляет собой цилиндрическую емкость с маслом, внутри которой перемещается шток с поршнем. Газонаполненный вариант подразумевает наличие в емкости отдельной газовой полости, заполненной специальным инертным газом под относительно большим давлением, до 30 атм. Подобная схема позволяет легко поглощать высокочастотные колебания, уменьшает склонность к смещению ведущих колес относительно дороги в зависимой подвеске. Подобные амортизаторы можно ставить в любом положении, они более компактны в сравнении с двухтрубной компоновкой.

 


Какие амортизаторы лучше выбрать

Если пришлось выбирать и есть возможность сделать выбор, то с большой долей уверенности можно сказать, что практически повсеместно газонаполненные амортизаторы теснят двухтрубные в сегменте легкового автотранспорта. Основной причиной является стремление заставить автолюбителей использовать более сложные и дорогие, не ремонтируемые в гаражных условиях, узлы и агрегаты.

 

 

И газонаполненные амортизаторы являются прекрасной иллюстрацией сложившегося положения. Подобная конструкция незаменима для легкового автомобиля, если скорости движения далеко вышли за 100 км\ч. Именно высокочастотные и низкоамплитудные колебания рычагов подвески заставляют автомобиль терять надежное сцепление с дорогой, серьезно уменьшается комфорт езды на автомобиле. Но ресурс подобных устройств значительно ниже, их невозможно качественно и дешево отремонтировать, стоимость таких изделий значительно дороже. Малейшие следы коррозии на полированной поверхности штока способны сократить ресурс в разы.


В то же время большая часть автотранспорта редко превышает скорость в 120 км\ч, большинство современных дорог требуют качественных и долговечных амортизаторов, работающих прежде всего с низкочастотными колебаниями подвески и раскачиваниями кузова. В подобных условиях обычные двухтрубные системы практически не уступают в эффективности газонаполненным.


Правильным будет выбор прежде всего качественного изделия, естественно, что подделок среди газонаполненных вариантов значительно больше, а определить их качественную характеристику в кустарных условиях очень сложно.

 

Интернет-издание "Выбор мой"


 
Поделись интересной статьей с другими:
© Авторские права защищены. При копировании материалов с данного сайта ссылка на сайт vibormoi.ru обязательна
Хостинг предоставил Интернет Хостинг Центр >