Амортизаторы - виды, какие лучше выбрать
Предназначение амортизаторов авто Как проверить работоспособность амортизаторов Какие амортизаторы лучше выбрать
Мы ничего не знаем о работоспособности амортизаторов до момента выхода из строя
Что такое амортизатор автомобиля и зачем он нужен
Амортизатор — это устройство для гашения колебаний и поглощения толчков и ударов подвижных элементов (подвески, колёс), а также корпуса транспортного средства, посредством превращения механической энергии движения (колебаний) в тепловую.
Поэтому, если амортизатор выходит из строя, автомобиль начинает "ловить" каждую кочку, а при попадании в яму, появляется стук. Неисправность амортизаторов не только негативно сказывается на комфортность поездки, но и вывод из строя детали подвески автомобиля.
Автопроизводитель дает возможность владельцу машины по собственному усмотрению заменить отдельные узлы на однотипные варианты, благо, рынок перенасыщен ими - оригинальными или изготовленными по лицензии. В первую очередь это относится к дискам, шинам и амортизаторам.
Как проверить работоспособность амортизаторов
Но, даже определив модель и характеристики установленных амортизаторов, определить остаточный ресурс и степень работоспособности без специального оборудования практически невозможно. В условиях гаражного саморемонта используют старый дедовский метод. Демонтированные амортизаторы по очереди закрепляют на верстаке и нагружают весом в 70-80 кг. Если время полного выхода штока под нагрузкой составляет не менее 4-5 сек, узел считается исправным. Понятно, что современные конструкции амортизаторов подобным способом не проверяют. Дотошные контролеры и исследователи технического состояния автомобильной техники из Автомобильного института Объединенного технического центра, расположенного в Исманинге, под Мюнхеном, провели исследования технического состояния амортизаторов машин рядовых граждан Германии. Машины отбирались вслепую и проходили проверку без демонтажа амортизаторов на специальном стенде известной фирмы «Боге». Автомобиль размещался на специальной платформе и подвергался вибрациям с помощью электромеханических генераторов колебаний, по собственным колебаниям подвески достаточно точно определялся неисправный амортизатор. В 38 из 100 случаев автомобиль имел хотя бы один неисправный или неработающий амортизатор, а 3 % проверяемых автомобиля имели все непригодные к эксплуатации амортизаторы. Проверка работоспособности амортизаторов самостоятельно
Еще один распространенный способ проверки работоспособности амортизаторов широко рекламируется отдельными производителями автомобилей и амортизаторов. Считается, что достаточно ритмично раскачать кузов автомобиля – на исправных амортизаторах развития колебаний не произойдет. На демпферах, потерявших работоспособность, колебания будут легко набирать размах и силу. Подобные тесты не всегда дают достоверные результаты, в рассеивании энергии колебаний принимают участие не только демпферы амортизаторов, немалое сопротивление низкочастотным раскачиваниям оказывают силы трения в шарнирах подвески. Если в подвеске шарниры работают с очень малым сопротивлением сил трения, и установлены амортизаторы с прогрессивной характеристикой сопротивления, автомобиль рискует получить раскачивание кузова во время движения под воздействием высокочастотных колебаний даже при исправных демпферах.
Виды амортизаторов для автомобилей
Из всего разнообразия моделей и марок можно выделить две основные разновидности конструкций – двухтрубного исполнения и однотрубного газонаполненного. Двухтрубные гидравлические амортизаторы
Наиболее распространенная схема, представляет собой телескопическую систему двух цилиндрических емкостей, или труб, расположенных коаксиально (одна внутри другой). В такой системе образуются две взаимосвязанные полости – рабочая и компенсационная. Последняя находится между стенками наружной и внутренней труб. К верхней и нижней частям амортизатора привариваются кольцевые проушины, с помощью которых устройство крепится к кузову и балке подвески соответственно. Внутри рабочей полости перемещается шток с поршнем, передающий энергию нагрузки от верхней части крепления амортизатора находящемуся в полости маслу калиброванной вязкости. Рассеивание энергии происходит при продавливании поршнем жидкости через специальную систему дросселей в компенсационную полость. К достоинствам системы можно отнести технологичность и дешевизну изготовления, простоту и надежность конструкции, возможность проведения ремонта заменой сальников и уплотнений штока и поршня. К недостаткам относят более низкую демпфирующую характеристику, (рабочее положение не должно отклоняться от вертикали более чем на 45град), потребность в дополнительном пространстве под крыльями для полноценного монтажа и работы. Однотрубные газонаполненные амортизаторы
Схематически амортизатор представляет собой цилиндрическую емкость с маслом, внутри которой перемещается шток с поршнем. Газонаполненный вариант подразумевает наличие в емкости отдельной газовой полости, заполненной специальным инертным газом под относительно большим давлением, до 30 атм. Подобная схема позволяет легко поглощать высокочастотные колебания, уменьшает склонность к смещению ведущих колес относительно дороги в зависимой подвеске. Подобные амортизаторы можно ставить в любом положении, они более компактны в сравнении с двухтрубной компоновкой.
Какие амортизаторы лучше выбрать Если пришлось выбирать и есть возможность сделать выбор, то с большой долей уверенности можно сказать, что практически повсеместно газонаполненные амортизаторы теснят двухтрубные в сегменте легкового автотранспорта. Основной причиной является стремление заставить автолюбителей использовать более сложные и дорогие, не ремонтируемые в гаражных условиях, узлы и агрегаты.
И газонаполненные амортизаторы являются прекрасной иллюстрацией сложившегося положения. Подобная конструкция незаменима для легкового автомобиля, если скорости движения далеко вышли за 100 км\ч. Именно высокочастотные и низкоамплитудные колебания рычагов подвески заставляют автомобиль терять надежное сцепление с дорогой, серьезно уменьшается комфорт езды на автомобиле. Но ресурс подобных устройств значительно ниже, их невозможно качественно и дешево отремонтировать, стоимость таких изделий значительно дороже. Малейшие следы коррозии на полированной поверхности штока способны сократить ресурс в разы.
Интернет-издание "Выбор мой" |